Учимся наблюдать и объяснять физические явления

Познание начинается с удивления!

Наблюдать в нашем понимании - видеть, слышать, осязать, ощущать запахи и вкус. Набор взаимосвязанных ощущений, упорядоченный в систему, в совокупности с ранее полученными сведениями о законах и явлениях окружающего мира позволяет дополнить наши представления и знания о природе, получить неповторимый собственный опят познания. Каждый из нас ощущает мир индивидуально, по-своему. Однако существует многолетний опыт встреч человека с новым, неизвестным, и этот опыт может быть полезен каждому из нас.

   Итак, предлагаю обсудить некоторые приёмы и методы наблюдений явлений неживой природы в рамках учебного курса "ОПД". И начнём мы с алгоритма наблюдений. Планировать и проводить наблюдения нужно в следующем порядке:

1. Формулируем цели наблюдения: для чего, с какой целью?

2. Выбираем объект наблюдения: что наблюдаем?

3. Исследуем условия наблюдения: где наблюдаем?

4. Составляем план наблюдения: как наблюдаем?

5. Выбираем способ фиксирования полученной информации: чем наблюдаем?

6. Проводим собственное наблюдение, сопровождающееся фиксированием полученной информации выбранным способом: наблюдаем!!!

7. Анализируем полученные в ходе наблюдений данные: что получилось?

8. Формулируем выводы: как описать?

Практикум наблюдений

1. Описать движение падающих листьев, падающих снежинок, тополиного пуха.

2. Описать движение воды в водопаде.

3. Описать след падающей капли дождя, отставленной на окне вагона неподвижного и движущегося поезда.

4. Наблюдение формы Солнца и Луны на восходе и закате.

Наблюдения - исследования

1. Самостоятельно разработать методы наблюдения движения Солнца, Луны и звёзд в реальном времени. Описать характер движения этих объектов на небе.

2. Самостоятельно провести анализ  результатов  наблюдений гроз независимыми исследователями, использовать описание грозы в литературе


По итогам наблюдений составляем отчёт-сообщение: описание явления с использованием иллюстраций (рисунков, схем, фотографий), условия наблюдения, собственный вариант физической модели явления, предсказание на основе созданной модели развития явления в область не наблюдаемых возможностей.

Полезные ресурсы:

1. Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя -М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.-207с.

2. Сорокин А.В. и другие. Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование. Элективный курс: Учебное пособие-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.-199с.: ил.


продвижение сайта бесплатно