Каждый день мы сталкиваемся с различными физическими явлениями. Одно из них — это свет, который помогает нам видеть окружающий мир, видеть красоту природы. Благодаря свету существует
все живое на нашей планете. Но вопрос о том, что такое свет, не так то прост. Свет – это нечто неуловимое. В безвоздушном пространстве он распространяется с огромной скоростью 300 000 км/с и
считается наибыстрейшим объектом во Вселенной! Поймать его, взвесить и измерить, кажется совершенно невозможной задачей.
Ход опыта:
Этот опыт лучше всего проводить в затемненной комнате, с выключенным светом и задернутыми шторами.
1. Закрепите лист лист белой бумаги на стене.
2. Поставьте расческу ребром, как показано на рисунке. Зафиксируйте с помощью прицепки для белья.
3. Поднесите фонарик к расческе. Видите ли вы тени от расчески?
4. Отодвиньте фонарик от расчески.
Результат: Когда расческа находится близко к лампочке фонарика, лучи преломляются и мы видим тень веером на листе бумаги. Чем дальше фонарик от расчески, тем меньше
угол между тенями от лучей, они становятся почти параллельными.
Требуется:
- фонарик:
- расчёска;
- прищепка;
- лист бумаги.
Это потому, что лучи света распространяются от своего источника - фонарика-прямолинейно во всех направлениях. Если перед лучом препятствие, то луч освещает только его переднюю часть.
Вывод: в однородной среде свет распространяется по прямой линии.
Ход опыта:
1. Наполни стакан водой.
2. Погрузи в воду карандаш.
Результат эксперимента: карандаш покажется сломанным на границе между водой и воздухом.
Это потому, что при переходе луча из воздуха в воду скорость света меняется. Меняется и направление луча. Это явление называется преломлением и приводит к тому, что мы видим -
погружённая часть карандаша кажется смещённым по отношению к наружной, хотя на самом деле это не так.
Требуется:
стакан, вода и карандаш
Вывод: в результате преломления лучей. исходящих из воды, все предметы кажутся нам
изломанными или несколько смещёнными по сравнению с реальным их положением.
Около 300 лет назад Исаак Ньютон открыл, что свет, проходя через стеклянную призму, на выходе разлагается лучи разных цветов: красный оранжевый жёлтый зелёный голубой синий фиолетовый! Используя вторую призму, Ньютон собрал все цвета вместе и снова получил белый цвет.
Ход опыта:
1. Наполни лоток водой.
2. Поставь зеркало с наклоном, как показано на рисунке.
3. Направь свет от фонарика на погружённую в воду часть зеркала.
4. Поставь картон перед зеркалом, чтобы поймать отражённые лучи.
Результат: на картоне появится отражение всех цветов радуги.
Это потому, что пучок света, отражённый зеркалом, преломляется. Цвета, составляющие свет, имеют разные углы преломления, поэтому они падают в разные точки и
становятся видимыми.
Требуется:
-фонарик,
-лоток,
плоское зеркало,
-кусок картон,
-вода.
1. У Тютчева Ф.И. есть такие строки:
Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О чем говорится в этих строках? Что является ее причиной?
2. Иногда в морозную погоду вокруг Луны или ламп уличного освещения мы видим радужные ореолы. Почему?
3. Почему для запрещающего сигнала светофора, а также предупреждающих огней заднего хода в автомобилях используют именно красный свет?
4. Почему небо голубое? 5. Почему
заходящее Солнце кажется нам красным?
6. Почему во время лунных затмений Луна кажется нам темно-красной?
“Наука и искусство также тесно связаны между собой, как легкие и сердце”.
Л. Н. Толстой.
Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой.
В нем источник бесконечный
Наслажденья красотой.
Солнце, небо, звезд сиянье,
Море в блеске голубом,
Всю природу и созданья
Мы лишь в свете познаем.